Читая труды богословов, можно встретиться с разностью мнений. В такие моменты думаешь: «а каково приходится простым членам церкви, большинство из которых, буквально все, что говорится с кафедры, воспринимают за истину»?
Предлагаю рассмотреть отрывки из нескольких богословских трудов по поводу пророческого служения/дара.
Баптисты о пророках и пророческом даре
Джон Мак Артур, американский баптистский пастор, проповедник, телеведущий, писатель-богослов. комментируя апостольские послания, пишет:
«Подобно должности апостолов и в отличие от должности пасторов и учителей, уникальная должность пророков прекратила свое существование в те времена, когда церковь была еще совсем юной. Если судить на основании пасторских посланий Павла (1 и 2 Тимофею и Титу), пророчество перестало быть действенным в церкви даже до конца апостольской эпохи. В этих посланиях Павел много пишет о руководителях церкви, о старейшинах, диаконах, диаконисах и епископах, но не делает ни одного упоминания о пророках. Вместе с апостолами пророки участвовали в основании церкви (Еф. 2:20), и пророчество было первой должностью, которой суждено было исчезнуть из церкви Нового Завета».
На вопрос: «Почему баптисты не ревнуют о дарах языков и пророчеств, если о них говорит Библия», отвечает руководитель Отдела богословия и катехизации РСЕХБ М.В. Иванов[1]
«Дары языков и пророчеств — назидательные дары, данные ранней церкви в период, когда еще не были написаны и распространены по церквам книги Нового Завета. Сейчас у нас есть полная Библия — «вернейшее пророческое слово» (2Пет. 1:19), к которому мы и должны обращаться за наставлением до возвращения Христа — «доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших» (2Пет.1:19). Мы не нуждаемся уже в помощи дополнительных назидательных средств, которыми были ЯЗЫКИ И пророчества. Кроме того, мы не наблюдаем что современные проявления, которые некоторыми верующими почитаются за дары языков и пророчеств приводили к ощутимому духовному росту и давали бы какие-либо духовные преимущества для тех, кто их практикует. Таким образом, мы имеем достаточные основания для того, чтобы считать дары языков и пророчеств актуальными для ранней церкви, но в тоже время, не актуальными для современной церкви».
Интересные заметки о пророках и пророческом даре, оставил для нас А.И. Мицкевич, пастор и богослов, заместитель генерального секретаря и казначей ВСЕХБ[2]:
«Важно отметить, что многие верующие нашего времени имеют весьма узкое представление о пророчествах. Многие, под пророчеством понимают только предсказания различных событий в будущем, в то время как в ветхозаветный период все служители Божий, именуемые вначале прозорливцами, а затем пророками (1 Царств 9,9), были заняты главным образом вопросами пробуждения и воспитания своего народа в духе Божием, обращаясь к нему, с горячими проповедями обличения, увещевания и утешения. Только в исключительных случаях Бог влагал в уста Своих служителей пророчества — предсказания о грядущем Мессии и о судьбах народов, в том числе и народа израильского.
На вопрос – «Должны ли быть пророки в церкви Христовой»? А.И. Мицкевич отвечает:
Да, должны, так как Слово Божие нам ясно говорит, что Бог поставил в церкви Своей одних апостолами, других пророками, третьих евангелистами, а также пастырями и учителями (Еф. 4,11; 1 Кор. 12,28).
Дух святой наделяет церковь Свою различными дарами. Наряду с даром евангелизации, пастырства и учительства Он посылает и пророков. Все они несомненно являются проповедниками. Учитель произносит поучительные проповеди, касающиеся нашего ума. Евангелист — проповеди призывного характера. Пастырь — пасет стадо».
Далее, в своей статье брат пишет:
«Ап. Павел знал слова Христа: Ибо все пророки и закон прорекали до Иоанна (Матф. 11,13). Он несомненно на основании этих слов считал, что Иоанн Креститель был последним пророком, имевшим дарование не только назидать, увещать и утешать, но и дар предсказывания. Он понимал, что у всех последующих пророков в церкви Христовой этот дар будет отсутствовать, поскольку в Новом Завете Христом и апостолами, исполненными Духом Святым, предсказаны все будущие события, относящиеся к церкви Христа. Пророчества, как откровение Иисуса Христа (Откр. 1, 1), были даны как исключение апостолам, так как через них Господь основал Свою церковь.
Другими словами, пастор Мицкевич А.И. в своей статье рассматривает пророческий дар исключительно как инструмент для предсказания будущих событий, в котором Церковь Христа теперь не нуждается. А об Иоанне Крестителе пишет, что он был последним пророком, который имел этот дар.
А вот слова известного баптистского проповедника Чарльза Х. Сперджена (1834-1892), которые он сказал в одной из своих проповедей, посвященных Силе Святого Духа[3]:
«Дальнейшим делом Святого Духа, которое еще не совершилось, является пришествие славы последних дней. Через несколько лет — я не знаю, когда, я не знаю, как — Дух Святой будет излит совершенно другим образом, чем сегодня. Сегодняшние проповедники привыкли к тому, что, постоянно проповедуя, проповедуя, проповедуя — мало совершается. Мои глаза загораются при мысли о том, что я еще доживу до того момента, когда Дух Святой будет излит, и «сыны ваши и дочери ваши будут пророчествовать, и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут» (Деяния 2:17)».
Мы рассмотрели несколько отрывков из трудов авторитетных теологов и проповедников баптистского направления. Постараемся суммировать вышеизложенное и сделать вывод:
Мнение Джон Мак Артура
«Церковь Иисуса Христа на сегодняшний день не нуждается в пророках и пророческом служении. Вместе с апостолами пророки участвовали в основании церкви (Еф. 2:20), и пророчество было первой должностью, которой суждено было исчезнуть из церкви Нового Завета».
На мой взгляд данное заявление не имеет библейского подтверждения, так как Иисус оснастил Церковь всеми дарами Духа Святого для созидания Тела Христова. Полагаю, что данные стихи (1Кор.13:8 – 10) говорят нам о том, что языки, пророчества и знания прекратятся тогда, когда настанет совершенное. На мой взгляд, выражение «настанет совершенное» Павел раскрывает в 12 стихе этой же главы, говоря о том, что будет какое – то время, в котором его познание будет совершенным настолько, насколько познан он. Кем познан Павел? Похоже, что речь идет о Христе, который знает Павла и Которого Павел страстно желал познать – Фил.3:12. Второй вопрос, о каком времени пишет апостол? Полагаю, что Павел говорит о вечности, где мы будем пребывать в совершенной любви и где не будет необходимости в дарах, которые сегодня имеет церковь для созидания Тела Христова – Еф.4:11 – 12. По словам же Джона Мак Артура создается впечатление, что Павел жил еще в несовершенном времени и потому брат пишет: «на основании пасторских посланий Павла (1 и 2 Тимофею и Титу), пророчество перестало быть действенным в церкви даже до конца апостольской эпохи».
Если развивать далее эту мысль, может сложиться впечатление, что совершенное время наступило тогда, когда апостолы перешли в вечность, примерно в отрезке до 70 годов. Здесь можно идти дальше, в размышление о том, что же такое совершенное, но нам в данной работе необходимо добраться до главного – практики пророческого дара в современных баптистских и пятидесятнических церквах[4].
Мнение М.В. Иванова, руководителя отдела богословия и катехизации РСЕХБ.
Отвечая на вопрос, автор говорит, что сегодня Церковь Христа не нуждается в пророческом служении, так как Библия уже является этим пророческим словом (2Пет. 1:19 и этого нельзя отрицать) и обращаясь к ней, читая ее, мы уже получаем все необходимое для того, чтобы не уклониться от Божьего пути.
«Сейчас у нас есть полная Библия – «вернейшее пророческое слово» (2Пет. 1:19), к которому мы и должны обращаться за наставлением до возвращения Христа — «доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших» (2Пет.1:19)».
Сам дар пророчества, М.В. Иванов называет дополнительным, назидательным средством. В РСЕХБ братья не наблюдали, чтобы «современные» проявления даров приводили к духовному росту тех, кто их практикует. В заключении своего письма, автор пишет, что не видит достаточно оснований для того, чтобы дар пророчества был актуальным для современной церкви.
Также, как и в вышеизложенном случае, я не нахожу Библейского аргумента, чтобы соглашаться с позицией уважаемого М.В. Иванова. Хочу лишь добавить, что скорей всего, если не развиваться в данных Богом дарах и талантах (это касается любого дара, описанного в Библии) то сложно будет увидеть какие – либо результаты, а тем более ожидать целостности в духовном росте. Напротив, возводя одни дары в категорию очень важных, а другие в разряд неважных и неактуальных, мы подвергаемся риску привести собрание людей к серьезному дисбалансу. И так как в данной работе мы раскрываем тему в контексте баптистских и пятидесятнических общин, то я бы осмелился предположить, что пятидесятники по важности поставили во главу угла дар «говорение на языках», а также различные пророческие переживания. При этом в некоторых пятидесятнических церквах очень скептически относились к теологическому образованию и ко всему, что связано с организацией и управлением. В тоже же время, в баптистских братствах серьезный упор был сделан на формирование богословских школ и организацию образовательных программ, при этом, похоже, было отодвинуто в сторону служение, связанное со сверхъестественными явлениями, такими как изгнание бесов, исцеление, пророческий дар.
Но смею предположить, что вся Церковь Господа, независимо от динаминационного признака, должна войти в такую фазу зрелости, где все дары будут действовать на созидания Тела Христова. Похоже, что в посланиях к Ефесянам и к Коринфянам Павел говорит, как – раз – таки об этом: Ефесянам 4:11 – 13 – 11 … 1.1 И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, 12 к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова…
1Кор.14:12 Так и вы, ревнуя о [дарах] духовных, старайтесь обогатиться [ими] к назиданию церкви.
Мнение А.И. Мицкевича, пастора и богослова, заместителя генерального секретаря и казначея ВСЕХБ
По словам брата, Церковь не имеет нужды в пророческом даре, поскольку апостолами, исполненными Духом Святым, предсказаны все будущие события, относящиеся к церкви Христа. На мой взгляд, данная позиция имеет достаточно весомый аргумент, так как Церковь действительно исполнена Святым Духом, а значит Сам Бог присутствует внутри своих детей. Скорей всего, пастор берет за основание Иоан.16:13, где Господь дает обещание: «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам». Тогда можно сделать вывод, что Святой Дух, сошедший на учеников, в последующие события (скорей всего имеется ввиду апостольская эпоха, когда писались свитки Нового Завета) возвещал будущее апостолам для того, чтобы они записали это для нас. Благодаря этому, сегодня, мы имеем вернейшее пророческое слово (2Пет.1:19), Библию, а значит не имеем нужды в пророках и пророческом даре. Безусловно, Священное Писание является (названо) вернейшим пророческим словом, и в подтверждение этому есть следующие места из Библии:
Деян.2:16 – в точности исполнились множество пророчеств, одно из них в
2Тим.3:16 – вдохновлена Богом
Откр.19:10 – свидетельство Иисусова – дух пророчества
Но дает ли это нам основание считать, что пророческий дар и функции пророка в Новозаветной церкви устранены Богом? При всем моем уважении к серьезным, богословским трудам моих братьев, не могу согласиться с этим, так как нигде в Писании нет конкретных подтверждений подобным аргументам, а напротив, о даре пророческом апостол призывает нас ревновать больше, чем о каком – либо другом даре.
Мнение Чарльза Х. Сперджена (1834-1892)
А вот слова великого Сперджена: «Мои глаза загораются при мысли о том, что я еще доживу до того момента, когда Дух Святой будет излит, и «сыны ваши и дочери ваши будут пророчествовать, и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут» (Деяния 2:17)».
Не думаю, что Чарльз Сперджен имел ввиду под пророчеством простую проповедь, а говоря об излиянии Святого Духа подразумевал каким – то образом вернуться в эпоху Деяний. К сожалению, на сегодняшний день я пока еще не изучал труды великого мужа Божьего, но из этого короткого отрывка у меня складывается впечатление, что в своем богословии он отличался от своих собратьев баптистов.
В дополнение ко всем вышеизложенным мыслям, хотелось бы добавить комментарий баптистского проповедника и миссионера, профессора Южноафриканского университета (UNISA) Йоханес Раймера.
В своем учебном пособии «Одарён к служению» (Дары Духа в практике церковной жизни) на вопрос – «существуют ли сегодня все еще дары?
Профессор отвечает:
«Самое позднее с ведением так называемого диспензационного учения спор о дарах Духа разгорелся в церкви на полную мощь. Часть христиан верит, что особенно так называемые нашумевшие дары, как говорение на языках и толкование языков, пророчество и чудотворство сегодня больше не существуют. При этом они опираются прежде всего на вышеупомянутую теорию определённой эпохи. Что под этим подразумевается? Существует ли для этого библейское объяснение? Да, говорят представители диспенсационального учения и ссылаются на 1Кор.13, 8-13. Пророческая речь, языки и знание прекратятся, как только совершенное настанет.
Диспенсационалисты понимают под совершенным Святое Писание.
Так как Новый Завет в своём каноне был окончательно принят в 4 столетии, то вместе с Писанием в церковь пришло совершенное. Через пророчество, языки или знание стало абсолютным. Итак, вопрос, разрешается ли подобное толкование. Я думаю — нет! Почему?
Понимание пророчества, языков и знания как даров-посредников откровения нужно принципиально ставить под вопрос. Хотя пророк и имеет всегда слово в нужный момент, но оно не обязательно является Новым Откровением Божьим. Скорее оно может прямо или косвенно ссылаться на Слово Божье. Смотри на старозаветных пророков. Новозаветные пророки нигде не изрекали «новые откровения». Учение НЗ является категорически учением апостолов, а не пророков (Гал.2,20). Подобное можно сказать и о дарах языков и познания. Впрочем, как верить людям, утверждающим, что дар познания перестал существовать?
Библейское изложение текста гласит, что здесь речь идёт не о происшествии на земле, а о встрече с Богом «лицом к лицу» (стих12). Это познание закончится только при этой встрече. Но эта встреча не обещается верующему на земле. Он её переживёт только при возвращении Господа Иисуса Христа!
Профессор делает вывод: Учение об исчезновении определённых даров Духа не имеет библейской основы. Оно является результатом человеческой системы изложения и реакцией на небиблейское распутство в пятидесятничестве, что с начала 20 столетия распространилось повсюду в мир.
Обобщая, перед нами открывается интересная картина. Мы видим, что среди баптистов – теологов присутствует разность мнений по поводу Даров Святого Духа, а в нашем случае конкретно пророческого дара. Мы также видим, что пастор Раймер в своей работе делает вывод, что результатом подобного подхода к истолкованию текстов Писания является человеческая система изложения пятидесятнических братств, что и по служило с начала 20 столетия к распространению повсюду в мир подобного мнения о дарах.
Мы же в конце этого длинного раздела постараемся сделать несколько выводов на основании Еф.4:11 – 13 и далее кратко рассмотрим основы пятидесятнического богословия.
Ефесянам 4:11 – 13 – 11 … 1.1 И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, 12 к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова…
- Вместе с пасторским служением Бог установил и служение пророка, и его наличие или отсутствие (равно как и всех остальных служений), оказывает влияние на совершенствование святых, на построение служения и созидание Тела.
- Именно здравое наличие всех компонентов должно привести нас в единство веры и зрелости каждого человека. И произойдет это только тогда, когда все члены получат приращение, чтобы из самих себя составить и скрепить Тело.
- Для этого Бог дает всевозможные взаимно скрепляющие материалы. Очень важно понимать, что скрепление происходит не в одну сторону, а в обе стороны.
- Пока мы не пришли в полноту 5гранного служения мы видим младенцев, которые колеблются и увлекаются всевозможными ветрами учения. Они даже не различают, что эти учения продиктованы лукавством человека и хитрым искусством обольщения.
Пятидесятники о пророках и пророческом даре
«Основы пятидесятнического богословия» Гай П. Даффилд; Натаниэль М. Ван Клив[1].
«Мы верим, что Святой Дух наделяет верующую Церковь Иисуса Христа следующими дарами: мудростью, знанием, верой, чудотворными исцелениями, даром пророчества, даром различения, даром говорения на языках и истолкования; мы верим, что по мере благодати и веры людей, принимающих эти дары, Дух Святой наделяет каждого верующего отдельно, по Своему усмотрению; мы верим, что к дарам нужно ревностно стремиться и желать ими обладать, в том порядке и в тех пропорциях, в которых они служат для наибольшего назидания Церкви».
«В Новом Завете есть два типа пророков, люди, занимающие положение пророков в Церкви (Еф.4:11), и члены церкви, обладающие даром пророчества. Люди первой категории обладают даром пророческого служения и несут функцию пророка, а ко второй категории может быть отнесен любой исполненный Духом верующий. Занимать положение пророка могут не все, но согласно 1Кор.14:31 пророчествовать могут все. Таким образом, обладание даром пророческим не делает человека пророком».
Текст:1Кор. 12,28; Еф. 4,11, Рим. 12,6[2].
Используется ли пророческий дар сегодня?
«Конечно. Пётр пишет во 2. Петр. 1,19: „И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в тёмном месте, доколе не начнёт рассветать день и не взойдёт утренняя звезда в сердцах ваших.“ Мы нуждаемся сегодня в пророческом слове, потому что мы всё ещё находимся в тёмном месте и наступление Дня Господня ещё предстоит нам».
- Таким образом, мы видим, что в пятидесятническом богословии считается, что день Господень еще не наступил и пророческий дар актуален и действенен сегодня в Церкви Христа.
- Сопоставляя все вышеизложенные измышления теологов, нам необходимо будет сделать вывод – актуален ли пророческий дар в Теле Христа и если «да», то на каком основании? Но для этого нам необходимо ответить на вопрос – что же такое пророческий дар?
[1] «Основы пятидесятнического богословия» Гай П. Даффилд; Натаниэль М. Ван Клив. «Дары Святого Духа». Стр.314
[2] «Основы пятидесятнического богословия» Гай П. Даффилд; Натаниэль М. Ван Клив. «Пророчество». Стр.323
[1] http://www.rusbaptist.stunda.org/otvety.htm «Баптисты отвечают»
[2] Статья из журнала «Братский Вестник» 1958, № 4. О пророках и пророчествах. А.И. Мицкевич – пастор и богослов, заместитель генерального секретаря и казначей ВСЕХБ, один из организаторов и первый заведующий Заочными библейскими курсами (ныне Московская богословская семинария ЕХБ).
[3] Чарльз Сперджен 12 проповедей о Святом Духе
[4] По Книге Деяний мы можем следить за служением Иакова и Петра до Иерусалимского собора, то есть до 50 г. по P. X. или немного дольше; за служением Павла — до его первого тюремного заключения в Риме, которое произошло в 61 — 63 г. по Р.Х.; Иоанн дожил до конца первого столетия. Что касается последнего периода жизни апостолов, Новый Завет не дает нам достоверной информации.